Демонстрационный материал по русскому языку (проверь свою подготовку)
Тренировочный вариант теста по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
A1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) вклЮчим
2) зАсветло
3) пАртер
4) принЯл
 
A2 В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНИСТЫЙ?
1) На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина, которая
постепенно зарастает лесом.
2) Со временем ВОДНАЯ поверхность озера становится зеленоватой или красноватой: в
ней поселяются мириады клеток микроводорослей.
3) Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с ВОДНЫМИ стеблями.
4) ВОДНЫЙ стадион — гордость района и излюбленное место горожан, куда они
приходят семьями в выходные дни.
 
A3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) около пятиста фотографий
2) поезжайте в город
3) пара носков
4) наиболее уместный
 
A4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Играя в шахматы,
1) у меня заболела голова.
2) мы развиваем логическое мышление.
3) незаметно пролетел вечер.
4) воспитывается воля и наблюдательность.
 
A5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической
нормы).
1) В журнале была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.
2) Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность.
3) В картине художника Богатова «Соседки» поражает роскошный интерьер комнаты.
4) Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в
стороне возы с домашней утварью.
 
A6 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения
нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Лет сто тому назад на улице Московской в Курске располагалось двухэтажное здание,
на фасаде которого красовалась вывеска «Кондитерская Н.П. Левашкевича».
2) Борис Шергин — «писатель души, сердца», который раскрыл идеи братства, красоты,
взаимовыручки.
3) Интересно оригинальное расположение лёгких ажурных балконов башни, которые
создают «воздушный переход» из одной части дома в другую.
4) В открытии выставки участвовал внук известного кондитера О.В. Левитский, который
стал архитектором.
 
Текст
(1)... (2)Плазма — это смесь электрически заряженных частиц, в которой суммарный
отрицательный заряд равен суммарному положительному заряду. (3)Так что в целом
плазма является электрически нейтральной средой, хорошо проводящей электрический
ток. (4)Конечно, в какой-то момент времени может оказаться, что в небольшом объёме
плазмы общий положительный заряд не равен общему отрицательному. (5)Тогда в
плазме возникают очень сильные электрические поля, препятствующие дальнейшему
разделению зарядов и вызывающие такие их перемещения, которые восстанавливают
электрическую нейтральность этого объёма плазмы. (6)... восстанавливают среду, в
которой концентрация электронов почти не отличается от концентрации заряженных
частиц.
 
A7 Прочитайте текст и выполните задания А7—А12.
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) А есть ли плазма в окружающей нас природе?
2) Впервые слово «плазма» было произнесено физиологами в середине XIX века.
3) Различают сильно и слабо ионизированную плазму.
4) Так что же физики называют плазмой?
 
A8 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска
в шестом предложении?
1) Вопреки этому
2) Другими словами,
3) А
4) Несмотря на это,
 
A9 Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из
предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) плазма — смесь, заряд (предложение 2)
2) плазма является (предложение 3)
3) возникают сильные электрические поля (предложение 5)
4) которые восстанавливают (предложение 5)
 
A10 Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
1) сложносочинённое
2) сложное с бессоюзной и подчинительной связью между частями
3) простое осложнённое
4) сложноподчинённое
 
A11 Укажите правильную морфологическую характеристику слова РАВЕН
(предложение 2).
1) краткое причастие
2) краткое прилагательное
3) деепричастие
4) глагол
 
A12 Укажите значение слова СРЕДА (предложение 3).
1) третий день недели
2) социально-бытовая обстановка
3) совокупность природных или социальных условий, в которых протекает
жизнедеятельность организма
4) вещество, заполняющее какое-либо пространство
 
A13 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется
НН?
Когда художники увидели присла(1)ую из Ялты картину Фёдора Васильева «Мокрый
луг», они были потрясе(2)ы: чистая зелень травы, невида(3)ый свет, лёгкий ветерок
говорили о необыкнове(4)ом таланте автора.
1) 1, 4
2) 2, 3
3) 1
4) 1, 3, 4
 
A14 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) заг..рать, обл..котиться, прив..легия
2) хор..ографический, п..лезный, бл..стательный
3) р..жим, зам..рать (от восторга), г..пноз
4) изв..щение, г..стиная, изд..лека
 
 A15 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) под..двинуть, перен..ладить, об..злённый
2) об..ездить, интерв..юировать, кон..юнктура
3) пр..cмирев, правопр..емник, пр..лежный
4) бе..шовный, ра..щедрился, и..царапать
 
A16 B каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Е?
1) заден... т, надломл... нный
2) проклина... шь, рассе... нный
3) не повер... шь, развива... мый
4) наден... шь, довер... вшийся
 
A17 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. претерп..вать
Б. привередл..вый
В. алюмини..вый
Г. успока..ваться
 
1) А, Б, Г
2) А, Б, В
3) В, Г
4) А, В
 
A18 В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) (Не)смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как
можно лучше.
2) Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то
отчуждённо.
3) Глаза его горели (не)укротимой страстью.
4) Был тихий (не)жаркий июньский день.
 
A19 В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ рождественских каникул наша так называемая детская ТО(ЖЕ) была
очень нарядной.
2) Художник твёрдо решил посвятить себя гравюре, которая ТАК(ЖЕ), как книга, может
прийти в любой дом, ЧТО(БЫ) рассказать каждому о мыслях и чувствах мастера,
создавшего её.
3) Я думал, ЧТО(БЫ) я сам стал делать, если б мне (В)ТЕЧЕНИЕ месяца не звонили
родители.
4) От рассказов охотников у меня текли слюнки, а ТАК(ЖЕ) поднималось чувство жалости
к самому себе ЗА(ТО), что вот просидишь весь отпуск в засаде, а так и не попробуешь
необыкновенной дичи.
 
A20 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в
предложении:
По ночам земля быстро выхолаживалась ( ) и к рассвету степь покрывалась налётом
недолговечного инея.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
 
A21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью
золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо — и по
нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.
1) 1, 2, 4
2) 1, 2, 3
3) 2, 3, 4
4) 1, 3, 4
 
A22 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложениях должны стоять запятые?
Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но
потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле
самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.
1) 3, 4
2) 1, 3
3) 1, 2
4) 1, 2, 3, 4
 
A23 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки
препинания не расставлены.)
1) В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.
2) Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.
3) Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную
наивность и способность всему удивляться.
4) Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.
 
 A24 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Во вновь организуемом туристическом лагере вовсю кипела работа: люди таскали
дрова, ставили палатки, распаковывали грузы.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание
первой части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём
говорится во второй части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём
говорится в первой части.
 
A25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Аппаратура для точных измерений (1) на приобретение (2) которой (3) фирма выделила
столь внушительные средства (4) является совершенно необходимой для дальнейшей
работы над проектом.
1) 1, 3
2) 2, 4
3) 1, 3, 4
4) 1, 4
 
A26 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) если писатель усилием воли
заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким
должно быть начало.
1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 3
3) 1, 3, 4
4) 2, 4
A27 Бурный рост экономики в XX веке вызвал грандиозные и во многом необратимые
изменения в биосфере, хотя начало им положила вся предыдущая история освоения
планеты. Такое массированное воздействие на биосферу долго не осознавалось
обществом как губительное для всего человечества, и, более того, человек долго
ощущал себя «преобразователем» природы, а свои действия расценивал как
«улучшение», «совершенствование», «управление». Но, чтобы выжить, человеку
сегодня необходимо радикально пересмотреть своё отношение к природе.
Прочитайте текст.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация,
содержащаяся в тексте?
1) Начало грандиозных и во многом необратимых изменений в биосфере было
положено всей предшествующей XX веку историей освоения планеты.
2) В течение всего времени своего существования человек ощущал себя
«преобразователем» природы, а свои действия расценивал как «улучшение»,
«совершенствование», «управление».
3) Массированно воздействуя на биосферу, можно остановить грандиозные и во многом
необратимые изменения, происходящие в ней вследствие бурного роста экономики в XX
веке.
4) Чтобы остановить вызванные ростом экономики в XX веке необратимые изменения в
биосфере, ведущие к гибели человечества, люди должны радикально пересмотреть своё
отношение к природе.
 Текст
 (1)Лежать на траве. (2)0пуститься, опрокинуться навзничь, раскинуть руки...
(3)Нет другого способа так же плотно утонуть и раствориться в синем небе, чем когда
лежишь на траве. (4)Улетаешь и тонешь сразу, в тот самый миг, как только опрокинешься
и откроешь глаза. (5)Так тонет свинцовая гирька, если её положить на поверхность моря.
(6)Так тонет напряжённый воздушный шарик (ну, скажем, метеорологический зонд),
выпущенный из рук. (7)Но разве есть у них та же стремительность, та же легкость, та же
скорость, что у человеческого взгляда, когда он тонет в беспредельной синеве летнего
неба?! (8)Для этого надо лечь на траву и открыть глаза.
(9)Ещё минуту тому назад я шёл по косогору и был причастен разным земным
предметам. (10)Я, конечно, в том числе видел и небо, как можно видеть его из
домашнего окна, из окна электрички, сквозь ветровое стекло автомобиля, над крышами
московских домов, в лесу, в просветах между деревьями и когда просто идёшь по
луговой тропе, по краю оврага, по косогору. (11)Но это ещё не значит — видеть небо.
(12)Тут вместе с небом видишь и ещё что-нибудь земное, ближайшее, какую-нибудь
подробность. (13)Каждая земная подробность оставляет на себе частицу твоего
внимания, твоего сознания, твоей души. (14)Вот тропа огибает большой валун. (15)Вот
птица вспорхнула из можжевелового куста. (16)Вот цветок сгибается под тяжестью
труженика-шмеля. (17)Ты идёшь, а окрестный мир снабжает тебя информацией. (18)Это ... информация.
(19)Она не похожа на радиоприёмник, который ты не волен выключить. (20)Или на
газету, которую утром ты не можешь не пробежать глазами. (21)Или на телевизор, от
которого ты не отрываешься в силу охватившей тебя под влиянием всё той же
информации апатии. (22)Или на вывески, рекламы и лозунги, которыми испещрены
городские улицы.
(23)Это иная, очень тактичная, я бы даже сказал — ласковая информация. (24)От неё не
учащается сердцебиение, не истощаются нервы, не грозит бессонница. (25)Но всё же
внимание твоё рассеивается лучами от одной точки ко многим точкам. (26)Один лучик —
к ромашке (не погадать ли — и тут далеко уводящая цепочка ассоциаций), второй лучик
— к берёзе («чета белеющих берез»), третий лучик — к лесной опушке («когда в листве
сырой и ржавой рябины заалеет гроздь»), четвёртый — к летящей птице («Сердце —
летящая птица, в сердце — щемящая лень»). (27)И пошла лучиться, дробиться душа, не
скудея, не истощаясь от такого дробления, но всё же и не сосредоточиваясь от многих
точек к одной, как это бывает в минуты творчества, в минуты, вероятно, молитвы, да ещё
вот когда останешься один на один с бездонным небом. (28)Но для этого надо
опрокинуться в летнюю траву и раскинуть руки.
(29)...И так лежать на траве. (30)Но почему именно на траве? (31)Что же, если не
нравится, ложитесь на пыльную дорогу, на кирпичи, на обрезки железа, на кучу
минерального удобрения, на сучковые доски. (32)Можно, конечно, расстелить на земле
плащ.
(ЗЗ)Но я бы советовал — на траве. (34)Эти минуты сделаются, может быть, лучшими,
памятными минутами вашей жизни.(По В.Солоухину*)
*Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) — поэт, прозаик, публицист.
 
A28 Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1—В8; С1.
Какое слово пропущено в предложении 18?
1) малозначительная
2) ненавязчивая
3) тревожная
4) точная
 
A29 Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 29-33 представлено рассуждение.
2) Предложение 24 содержит обоснование суждения, высказанного в предложении 23.
3) В предложениях 11-12 представлено описание.
4) 34 предложение содержит вывод из того, о чём говорится в тексте.
 
 A30 Укажите слово, которое в тексте употреблено в прямом значении.
1) тонет (предложение 7)
2) пробежать (предложение 20)
3) открыть (предложение 8)
4) грозит (предложение 24)
 
B1 Укажите способ образования слова ДРОБЛЕНИЕ.
 B2 Из предложения 23 выпишите местоимения.
 B3 Из предложения 17 выпишите подчинительное словосочетание со связью
СОГЛАСОВАНИЕ.
 B4 Среди предложений 3-10 найдите простые двусоставные предложения. Напишите
номера этих предложений.
 
B5 Среди предложений 17—27 найдите предложение с обособленными
обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
 B6 Среди предложений 1—11 найдите сложноподчинённое предложение с
придаточным условия. Напишите номер этого предложения.
 B7 Среди предложений 9-15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи
союза, указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого
предложения.
 B8 «Беседуя с читателем, В. Солоухин использует такой приём, как _______
(предложения 30—34). Убедительность авторской интонации придаёт такой приём,
как _______ (предложения 14-16), и такое синтаксическое средство выразительности,
как _______ (например, в предложениях 9, 10). Такой троп, как _______ («пошла
лучиться, дробиться душа» в предложении 27) усиливает образность текста».
 Список терминов
1) ряды однородных членов
2) противопоставление
3) метафора
4) диалектизм
5) анафора
6) вопросно-ответная форма изложения
7) риторический вопрос
8) эпитеты
9) парцелляция
 C1 Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста
(избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с
точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ
аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и
жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
 Ответы:
 
A1 2
A2 3
A3 1
A4 2
A5 2
A6 1
A7 4
A8 2
A9 4
A10 3
A11 2
A12 4
A13 4
A14 4
A15 4
A16 1
A17 4
A18 2
A19 3
A20 3
A21 1
A22 1
A23 3
A24 1
A25 4
A26 3
A27 4
A28 2
A29 3
A30 3
B1 суффиксальный
B2 Это, иная, я
B3 Окрестный мир
B4 6,9
B5 27
B6 5
B7 11
B8 6,5,1,3